На заседании Коллегии были вынесены вопросы:
Взаимодействие органов ЗАГС РИ с судебными органами республики. О совершенствовании работы по подготовке и исполнению решений судов.
На коллегии выступал главный специалист юрисконсульт Э.Б.Бузуртанова, которая зачитала доклад, на данную тему.
Содержание доклада: Проблема судебной оценки деятельности администрации связана прежде всего с обеспечением конституционного права человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ст. 45 Конституции РФ), в том числе на судебную защиту. В ст. 46 Конституции РФ подчеркивается, что решения и действия органов государственной власти (следовательно, и органов исполнительной власти) могут быть обжалованы гражданином в суд. Предоставление гражданам права в судебном порядке защищать свои права, в том числе в сфере исполнительной власти, несомненно, дает положительный эффект. Подчас несколько громоздкая судебная процедура способствует быстрейшему достижению результата, соответствующего закону. Гражданин и государственный орган (должностное лицо) участвуют в деле в качестве сторон, имеющих равные процессуальные права и обязанности, возможность доказывать правильность своих утверждений или опровергать доводы противоположной стороны. Таким образом, судебный порядок отличается большими юридическими гарантиями, обеспечивающими твердую позицию гражданина как полноправной стороны спора с должностным лицом и государственным органом.
Преимущество судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений администрации состоит и в том, что уже само право обращения с жалобой в суд играет существенную роль в укреплении законности в сфере исполнительной власти. Научно обоснованное сочетание судебного и административного порядков разрешения жалоб позволяет наилучшим образом решить проблему разделения труда в затрагиваемой сфере отношений, взаимоконтроля между различными органами государства, укрепления законности, улучшения механизма охраны прав граждан.
В этом смысле судебный контроль над административными актами есть форма сотрудничества между судебными и административными органами при обеспечении законности в сфере исполнительной власти. Жизнь подтверждает эффективность рассмотрения жалоб в суде.
На современном этапе развития российской государственности одной из наиболее актуальных проблем являются вопросы взаимодействия органов записи актов гражданского состояния, с судами общей юрисдикции в рамках исполнения судебных решений.
Согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. № 143—ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.
При этом, судами общей юрисдикции в порядке искового или особого производства рассматривается ряд вопросов, формирующих в конечном итоге предмет деятельности органов ЗАГС, а именно:
- об установлении имеющих юридическое значение фактов — рождения, смерти, регистрации рождения, заключения или расторжения брака, усыновления, признания отцовства (глава 28 — статьи 264 - 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
- усыновления, отмены усыновления (глава 29 — статьи 269 - 275 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
- признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим (глава 30 — статьи 276 - 280 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
- о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского
состояния (глава 36 — статьи 307 - 309 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
- признания брака недействительным (статьи 27 — 30 Семейного кодекса Российской Федерации);
- установления или оспаривания отцовства (статьи 49 - 52 Семейного кодекса Российской Федерации);
- аннулирования записей актов гражданского состояния (статья 75 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»);
- расторжения брака (статья 35 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).
Органы ЗАГС в своей деятельности руководствуются, в числе прочего, статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы, обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению. Вопросы признания и исполнения решений иностранных судов органами ЗАГС определяются международными договорами Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом. Государственная функция исполнения органами ЗАГС судебных решений включает в себя в качестве составляющего элемента учет оформления соответствующего решения на предмет наличия в нем необходимых реквизитов документа (подписи, а также сведений, необходимых для составления записи акта гражданского состояния или внесения отметок, исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, для восстановления или аннулирования записей актов), выдачу заявителям документов и направление извещений. Между тем, как показывает практика, для органов ЗАГС значительные затруднения в исполнении судебных решений представляют такие обстоятельства, как неправильное применение судами норм материального, процессуального права.
По результатам рассмотрения каждого вопроса повестки были вынесены резолюции, обязательные к руководству и исполнению для всех работников ГС ЗАГС РИ: произвести квартальный анализ судебной практики и выявить все ошибки.